Астрономы нашли потенциально обитаемую планету неподалёку от Солнца

"Как показывают наши расчёты, у этой планеты должна быть земная атмосфера и аналогичная структура недр, однако пока у нас нет никаких гарантий того, что это так на самом деле. Пока мы почти ничего не знаем о небесных телах, вращающихся вокруг красных карликов, так как их число заметно ниже, чем общее количество планет, открытых у звезд, похожих на Солнце", — рассказывает Теруюки Хирано из Технологического института Токио (Япония).
После запуска орбитального телескопа "Кеплер" ученые обнаружили почти четыре тысячи планет вне пределов Солнечной системы, несколько десятков которых — потенциальные "двойники" Земли или находятся в так называемой "зоне жизни". Их открытие побудило планетологов и астробиологов приступить к разработке методов, которые бы позволили оценить пригодность к жизни или же попытаться найти её следы в их атмосфере.
В мае 2013 года телескоп вышел из строя, однако специалисты нашли способ продолжить работу в рамках так называемой миссии K2. До поломки "Кеплер" был направлен в одну точку космоса и следил лишь за небольшим уголком неба, который расположен на стыке созвездий Лебедя и Лиры. После "воскрешения" телескоп наблюдает за разными участками небосвода, так как специалистам НАСА приходится постоянно поворачивать его таким образом, чтобы солнечный свет не попадал в объектив.
Число открытых в рамках K2 планет размером с Землю растёт: Хирано и его коллеги анализируют данные, собранные "Кеплером" в первые три года после "воскрешения".
Как отмечают учёные, их интересовали небесные тела, вращающиеся вокруг не солнцеподобных звезд, а красных карликов — небольших и тусклых звезд, живущих очень долго по сравнению с другими типами светил и  отличающихся спокойным характером. За последние два года астрономы открыли сразу несколько звездных систем и экзопланет, таких как Proxima b и семь небольших миров у звезды TRAPPIST-1. Новые системы заставили планетологов считать, что первый полноценный аналог Земли будет открыт у красного карлика, а не рядом с двойником Солнца.
По словам Хирано, "Кеплер" изначально был предназначен для поиска планет у более ярких и крупных светил, что осложнило поиски у тусклых красных карликов, чья яркость почти не меняется в тот момент, когда их спутники проходят по диску светила и "заслоняют" свет.
Учёные решили эту проблему, объединив данные, собранные орбитальным телескопом, со снимками тех же красных карликов. Последние получили при помощи нескольких наземных обсерваторий, работающих в инфракрасном и оптическом диапазонах. Объединение данных позволило понять, какие понижения в яркости были вызваны планетами, а какие — процессами в недрах светил.
В общей сложности японским планетологам удалось найти сразу 15 новых небесных тел, похожих по размерам на увеличенные копии Земли. Все они вращаются вокруг своих светил на очень небольшом расстоянии, и год на их поверхности длится от одного до 40 дней. Практически все открытые планеты, как отмечают исследователи, вряд ли могут поддерживать жизнь — по температуре и климату они, скорее всего, напоминают Венеру.
Единственное исключение — система K2-155, расположенная в созвездии Тельца и удаленная от Земли примерно на 200 световых лет. В ней обитает сразу три "суперземли", самая далекая из которых, K2-155d, находится в центральной части "зоны жизни" и, как считают планетологи, похожа по своему климату и гидрологическим условиям на Землю.
Проверить все эти открытия, по словам Хирано, можно будет в самом ближайшем будущем — в конце года, когда НАСА запустит на орбиту телескоп TESS, наследник "Кеплера". Он сможет получить первые точные данные по составу и температурам этих планет и проверит, действительно ли K2-155d полноценная "большая сестра" Земли.